Последовательность работ
В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:
Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты
Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.
Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.
Ремонт чугунных батарей можно произвести самостоятельно при наличии инструментов и необходимых материалов, но только в случае мелких дефектов. Холодная сварка – самый простой и быстрый способ вернуть отопительный прибор «в строй», но даже он не дает гарантии, что в дальнейшем все будет в порядке.
Чтобы убедиться, что отопительный контур и все его элементы прослужат долго и не будут угрозой для жизни людей, нужно либо полностью заменить отремонтированную конструкцию после окончания холодного сезона, либо пригласить специалистов, чтобы они проверили ее надежность.
Факторы, которые провоцируют повреждение радиатора
Чтобы не пришлось раньше времени разбираться в том, как правильно устранить течь чугунной батарее отопления, нужно понять, что повреждение конструкции чаще всего обусловлено перепадом температуры в системе и гидроударами. Несмотря на то, что такие радиаторы обладают повышенной устойчивостью к различным негативным факторам, они тоже могут выйти из строя. Большие перепады температуры воды либо другого заправленного теплоносителя негативно влияют на состояние батарей.
Если в системе циркулирует жидкость горячее 100, то в итоге могут быть повреждены прокладки и герметики. При закипании воды давление в центральной системе может подняться в несколько раз. Такая ситуация не исключает повреждение целых секций. В некоторых случаях радиатор может даже лопнуть.
Когда течет ранее исправная батарея, то основная причина может быть связана с неправильным монтажом оборудования. Такая проблема может возникнуть всего через 1-2 года после монтажа. Если для комплектации системы были выбраны чугунные изделия, то не исключен риск производственного брака. Именно поэтому на отопительном оборудовании лучше не экономить, чтобы в итоге не пришлось переплачивать за внеплановые ремонтные работы.
Разрушение ржавчиной
Устранение свища
Любая поломка возникает из-за причины. Свищ на трубах обогревательной системы или на радиаторе не является исключением. Если на деталях теплосети возникло маленькое пятно коричневого цвета, то не думайте, что это просто слезает краска. Это начало необратимого процесса. Но если вы знаете, как убрать свищ в чугунной батарее, то сможете предотвратить разрушение и продлить ее срок использования.
Причины возникновения коррозии:
- учитывая постоянное увеличение стоимости коммунальных услуг, некоторые ради экономии электричества подсоединяют нулевой кабель к отопительному контуру. Токи движутся по трубам методом теплоносителя и провоцируют возникновение коррозии. Спасти данную ситуацию может только соответствующая служба, которая найдет нарушителя и сделает ремонт;
- высокий уровень кислотности воды наносит вред даже устойчивому к коррозии чугуну;
- прошел срок эксплуатации батарей, или отложения на их стенах нанесли вред металлу. Даже маленький свищ или трещина под влиянием напора воды поспособствует тому, что батарея разорвется, и из нее потечет горячая вода. Если чуть-чуть батарея капает, то можно использовать хомут. Если бежит данным ручейком, лучше применить двухсторонний зажим.
Если теплоноситель порвал место, где присутствует свищ, то появляется вопрос, можно ли заварить батарею? Обычно срочной помощью является холодная сварка. Но даже если она восстановила герметичность, нужно вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительного оборудования.
Ремонт чугунных батарей можно сделать самостоятельно с помощью инструментов и нужных материалов, но при условии обнаружении некритичных поломок. Холодная сварка является легким и быстрым способом восстановить отопительный прибор, но даже он не даст гарантию, что в будущем ничего ужасного не произойдет. Чтобы удостовериться, что отопительное устройство и все его детали будут служить долгое время и не нанесут вреда людям, необходимо или полностью заменить отремонтированный прибор после завершения холодного сезона, или вызвать мастеров, чтобы они проверили его стабильную и надежную работу.
Как можно устранить течь в системе отопления дома
Как обнаружить и как устранить течь в системе отопления дома, как предупредить ее повторное появление — эта проблема волнует многих новоселов. Отопление дома — потребность, необходимая каждому человеку. Но не всегда с ней все нормально.
В отопительный сезон подчас возникают аварии в системах. Это сложная ситуация, особенно если подтекает батарея отопления, что часто бывает в разгар холодного сезона. Поэтому хотя бы основные знания о том, как можно устранить течь в системе отопления, необходимы любому собственнику дома, вне зависимости от пола и возраста. Можно вызвать мастера, но ждать его придется долго, а за это время даже мельчайшая поломка может принести значительные убытки.
Ремонт полимерных труб
Для полимерных труб нужны специализированные составы.
Независимо от химического состава обрабатываемого материала и характера используемой сварки, обязательно нужно соблюдать условия и рекомендации, прописанные в инструкции.
Холодная сварка для пластиковых труб отопления проходит по следующей схеме:
- обязательным этапом является подготовка поверхности ремонтируемого материала. Для этого поверхность торцов трубы обрабатывается наждачной бумагой, а затем обезжиривается. Шероховатости на трубе увеличат степень адгезии с клеящим составом. Жирные загрязнения могут вступить в химическую реакцию с компонентами холодной сварки и ухудшить их характеристики;
- определяют правильный допуск перпендикулярности торцов. В случае с трубами диаметром 20…40 мм он должен составлять не более 2 мм;
- отмеряют на концах труб половину длины муфты, чтобы определиться с площадью обрабатываемой поверхности;
- отметки циклюют, то есть снимают с труб тонкий слой материала (0,1…0,2 мм), заусеницы также удаляются;
- непосредственная подготовка клеящего состава заключается в смешивании компонентов до образования однородной массы. В случае с пластилинообразной сваркой руки перед смешиванием смачивают водой. Паста не будет прилипать к коже. Срок годности жидких составов длится не дольше 3 мин, поэтому действовать нужно быстро;
- подготовленную смесь наносят на поверхность ремонтируемого или соединяемого материала. Все кладут под пресс. Какая сила должна оказывать действие на шов, указывается в инструкции к холодной сварке.
Отремонтированный трубопровод или контур отопления можно использовать через 8 часов после сваривания.
Ремонт труб отопления
Трубопроводы чаще всего подвержены появлению течи. Это объясняется их большой протяженностью и различными степенями нагрузки в зависимости от удаления от котла. Первым сигналом появления разгерметизации на определенном участке магистрали является появление конденсата. Обработав эту часть сухой ветошью, нужно понаблюдать – не появятся ли небольшие капли на поверхности трубы? Если это произошло – необходимо срочно предпринимать меры по ремонту.
Но как устранить течь системы отопления быстро и с минимальными потерями? Сначала нужно изолировать эту область системы – на пол постелить непромокаемый материал (пленка ПВХ) и затем выполнить такие действия:
Отключить котел. Если он твердотопливный – постараться уменьшить температуру в топке
Внимание – заливать водой топливо нельзя. Резкий перепад температур может стать причиной повреждения стенок котла и теплообменника.
Выключить центробежный насос.
Открыть воздушный предохранительный клапан
Это снизит давление в системе, уменьшив напор воды.
Это снизит давление в системе, уменьшив напор воды.
Предварительно рекомендуется приобрести специальные ремонтные хомуты. С их помощью можно оперативно локализировать место повреждения. Для устранения течи в автономной системе отопления дома – это один из оптимальных вариантов решения проблемы.
Использование хомутов для ремонта
Для создания полного ремонтного набора следует приобрести несколько видов хомутов, которые предназначены для установки на трубы различных диаметров. Традиционно для отопления используют трубы 20,24, 32 и 40 мм. Соответственно нужно приобрести хомуты таких размеров.
Эффективно устранить протечку трубы отопления с их помощью можно, просто установив на трубу и затянув шурупы
Нужно обратить внимание на размер повреждения – длина щели может превышать ширину хомута. Тогда можно установить несколько ремонтных элементов или прибегнуть к проверенному «дедовскому» способу
Быстро устранить течь в батарее отопления можно и с помощью простых автомобильных хомутов
Вместо специальной прокладки в этом случае используют любую плотную резину
Быстро устранить течь в батарее отопления можно и с помощью простых автомобильных хомутов. Вместо специальной прокладки в этом случае используют любую плотную резину.
Для этого потребуется любая мягкая резина, например – от велосипедной камеры. Ее накладывают в несколько слоев вокруг течи и прижимают 2-мя или тремя хомутами.
Такой метод можно применять для устранения течи в пластиковой трубе отопления и стальной. Однако он имеет ряд недостатков. Главный из них – относительно небольшая степень прижима. Стальной корпус специального ремонтного хомута может выдержать достаточно высокое давление. И нужно помнить, что у резины под воздействием температуры в значительной мере повышается эластичность. Поэтому, такой способ можно применять как временную меру до замены участка магистрали или установки более надежного ремонтного элемента. Устранение течи в радиаторе отопления не означает полную исправность системы. Затем все равно нужно будет заменить поврежденный участок.
Механические стыки
Если нужно устранить течь в системе отопления дома в месте состыковки труб друг с другом или радиатором, – нужно сначала сделать визуальный осмотр поврежденного участка. Порядок действий следующий:
- С помощью трубного ключа затягивают соединительный элемент – гайку или фитинг. Если течь не прекратилась следует заменить прокладку. Для этого нужно под место повреждения поставить большую емкость для воды, затем аккуратно раскрутить соединители и удалить старую прокладку.
- В качестве новой лучше всего использовать паронитовую. Этот материал не так подвержен изменению под воздействием температуры, как резина.
Ремонт такими методами можно осуществлять только на прямых участках трубопровода. Но как устранить течь в радиаторе отопления на ребристой поверхности или в месте соединения секций? Монтаж ремонтного хомута там невозможен. Поэтому нужно применять другие способы восстановления герметичности системы.
Устранение течи на соединении патрубка радиатора с магистральной трубой
Протечки на стыках трубы и патрубка радиатора своим появлением обязаны:
- неправильному монтажу при подключении батареи. Соединение выполняется либо сварочным способом, либо на резьбе. И в том, и в другом случаях малейшая небрежность при сборке, например, несоблюдение режимов сварки или несоосность соединяемых труб, когда их концы с усилием подтягиваются для совмещения, разные величины диаметров труб проявит себя уже в первые месяцы эксплуатации;
- механическим изгибающим нагрузкам в зоне стыка. Они возникают в результате элементарной житейской ситуации, когда кто-то из жильцов использует батарею в качестве опоры, желая, например, поправить штору на карнизе. Пусть даже стокилограммовый хозяин вставал на радиатор, все равно возникнет перекос и излом на стыке двух труб.
Для остановки течи можно использовать автомобильный хомутик или приспособить резиновый бандаж и кусочек мягкой проволоки. Резина из велосипедной камеры вполне справится с задачей временной приостановки протечки. Нужно приготовить полоски шириной 4−5 см, длиной до 35 см. Обмотанную вокруг повреждения полоску резины закрепить проволокой. Автомобильные хомуты хороши тем, что они недорогие, и допускают возможность надежного и равномерного их закрепления на поврежденном стыке, не рискуя переборщить при затяжке, как в случае с проволокой.
Самые распространенные неполадки и их признаки
Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:
- Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
- Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
- Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
- Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.
Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.
Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
Еще один момент, на который нужно обратить внимание это на размеры заплаты и возможность ремонта разных повреждений. Если в секции образовалась течь небольших размеров, то с таким заданием холодная сварка справится быстро и качественно. Другое дело, когда в металле образовалась большая брешь, здесь придется использовать дополнительное усиление – кроме первого слоя, нанесенного холодной сваркой придется использовать жидкий клей и делать бандаж
И самый сложный случай, это когда от удара откалывается целый фрагмент металла. Такой ремонт холодной сварке не под силу, здесь сразу нужно перекрывать подачу теплоносителя и вызывать ремонтную бригаду
Другое дело, когда в металле образовалась большая брешь, здесь придется использовать дополнительное усиление – кроме первого слоя, нанесенного холодной сваркой придется использовать жидкий клей и делать бандаж. И самый сложный случай, это когда от удара откалывается целый фрагмент металла. Такой ремонт холодной сварке не под силу, здесь сразу нужно перекрывать подачу теплоносителя и вызывать ремонтную бригаду.
Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
Если течь образовалась на наружной или внутренней поверхности секции и размеры трещины не превышают 1-2 см по длине для работы понадобится, кроме холодной сварки еще и щетка по металлу, наждачная бумага 100 и 200 зернистостью и растворитель для красок или спирт.
Перед началом работ перекрывается подача и отвод теплоносителя к батарее и по возможности спускается с нее вода.
Щеткой по металлу счищается краска на расстоянии 1-1,5 см в обе стороны от трещины. После этого сначала наждачной бумагой 100 зернистости, а после 200 делается зачистка так, чтобы на месте будущей заплаты было зачищено пятно до чистого металла.
После этого подготавливается клей и обезжиривается поверхность радиатора. Холодная сварка для батареи отопления наносится на поверхность заплаты так, чтобы между очищенным металлом и краской на поверхности батареи был зазор 1-2 мм.
После нанесения клея он активно прижимается и оставляется для кристаллизации на время указанное в инструкции.
Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
При ремонте места соединения секций очищается не только место течи, а вся окружность места соединения. Дело в том, что неправильно сделанное соединение секций при уже имеющейся течи, в дальнейшем будет пропускать теплоноситель по всей окружности, поскольку механическая герметичность в нем нарушена.
Последовательность действий здесь следующая:
- Батарея отключается от подачи теплоносителя;
- Очищается вся поверхность по окружности соединения;
- Готовится клеящая композиция;
- Место нанесения клея обезжиривается;
- Наносится слой холодной сварки по всей окружности стыка секций;
- После высыхания первого слоя готовится композиция жидкого клея;
- На место наносится слой жидкого клея, после чего прикладывается полоса из стекловолокна и по ней снова наносится слой клея.
- Для закрепления результата делается 3-4 витка с обязательной пропиткой клея;
- После этого сверху ставится металлический хомут и зажимается винтом.
Ремонт протечек в гайках и сгонах
После очистки и обезжиривания процесс приготовления и нанесения холодной сварки идентичен ранее описанным случаям.
Таким образом, холодная сварка на сегодняшний день оптимальное средство для временного ремонта чугунных батарей отопления.
Реагировать необходимо немедленно
Сигнал к немедленному принятию мер.
В системе обогрева существует два вида проблем:
- Протекание теплоносителя из резьбовых соединений;
- Течь из тела радиатора – щелей, трещин, прочих дефектов литых конструкций.
Что бы ни говорили о ремонте различных обогревателей, приемы устранения одинаковые для разных радиаторов. Единственной сложностью может быть ремонт старых отопительных элементов, но и для этих случаев наша инструкция описывает приемы, решающие подобные проблемы.
Резьбовые соединения
Это самая частая патология системы. Резиновые прокладки или сальники, кольца ниппелей и прочие эластичные атрибуты изнашиваются первыми. Не помогают и советы проведения тщательной ревизии системы перед началом отопительного сезона, слабое звено проявляется в самый неподходящий момент, причем среди зимы.
Тогда проведем простой ремонт резьбового соединения.
Для наглядности разберем ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками:
- Отключаем сам радиатор от системы отопления, это делается легко – перекрытием воды на входе, на обратке;
- Под радиатор укладывается поддон для слива лишней воды при раскручивании соединения;
- Гаечным ключом откручиваем накидную гайку и проверяем состояние прокладки или сальника;
Многие проблемы приносит резьба.
- Ставим новый сальник или прокладку соответствующего диаметра;
- Включаем подачу воды в радиатор, при необходимости через некоторое время спускаем воздух из радиатора с помощью крана Маевского.
Течь бывает разной
Резьбовые соединения могут не иметь прокладок герметизации, возможен выход теплоносителя из-под уплотнителя межсекционного, а также проблематичные старые чугунные протекающие батареи. Как видите, образовались сразу три проблемы, которые мы будем решать на примере старого доброго чугуна.
Проведем ремонт чугунных радиаторов отопления:
- Проверяем соединения без уплотнителей;
- Ремонт системы ниппель;
- Старые соединения не откручиваются, что делать?
Лен + паста
Соединения без уплотнителя предполагают наличие нитей льна и специальной пасты для герметизации. Изначально правильно собранное соединение течи не дает. Но бывают ситуации, когда после чистки радиатора, сам обогреватель собирался на скорую руку и волокно накручено с ошибками, тогда протекания возможны.
Проводим:
- Гаечным ключом или шестигранником (если ошибка произошла в американке) раскручиваем соединение;
- Проводим ревизию самого соединения на наличие сорванной резьбы;
Соединения без резины.
- Удаляем старое волокно и остатки пасты, резьбу обезжириваем и протираем;
- На бороздки накручиваем лен равномерными прядями без комков и складок, равномерно распределяя волокна против резьбы. Направления укладки волокон только против хода резьбы;
- На слой льна накладываем пасту и закручиваем соединение.
Система ниппель
Определить протекание не составит труда – на краске появляются бороздки цвета ржавчины.
В идеале проводим следующее:
- Батарея отключается от системы, как было описано выше;
- Теплоноситель сливается, радиатор снимается с опор;
- Демонтируется комплект заглушек;
- Специальными ключами происходит раскручивание ниппельных соединений;
Фото комплекта отопительной батареи.
- Проведите ревизию ниппельных соединителей. Не исключены дефекты самих ниппелей, хотя чаще непригодны кольца уплотнителей. Меняем то, что подлежит замене;
- Производим сборку в обратном порядке.
Чугун проблемный
Чугун может преподнести еще некоторые проблемы. При длительной эксплуатации обогревателя заглушки и фитинги «прикипают» один к другому. Демонтаж таких соединений становится очень проблематичным. При этом воспользуйтесь следующим:
Осторожность не повредит
Течь из корпуса
Ситуации возможны. Проведем ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками. Почему именно алюминиевых, объясняем – алюминий прекрасный материал, изделия из него выдерживают давление, соизмеримое с давлением, которое выдерживает чугун.
Алюминий плохо переносит гидравлические удары и может деформироваться, кроме этого он плохо переносит различные химические реагенты, которые добавляют в систему отопления.
Корпусная течь устраняется:
- После перекрытия радиатора и спуска воды, место дефекта обезжиривается;
- На дефект накладывается специальный герметик или холодная сварка по той схеме, которая расписана на упаковке;
- На место укладывается резиновая вставка, которая, по возможности, прихватывается хомутом.
Виды поломок отопительной системы
Что делать если отмечается подтекание в системе отопления? Бывают следующие виды протечек в отопительной системе (радиаторе, трубах):
- образовавшиеся щели в радиаторе;
- сквозные трещины в трубах;
- перемерзание или перегрев трубопровода;
- наличие трещин в стыках батареи и труб.
Любая поломка ведет к тому, что возникает течь в отопительной системе. Это явный показатель неисправности системы, который может обнаружить любой. Более серьезные проблемы, когда возникает течь в батарее отопления или трубах, может обнаружить только специалист с помощью специальных приборов, проверяющих давление в трубах.
Бывает ситуация, когда слышен звук, что вода протекает, но пока не видно, где течет. Что делать в таком случае?